Ту-160 «Белый лебедь» — прошлое и будущее самолета
Сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160 является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом с изменяемой геометрией крыла. Самый тяжёлый боевой самолёт в мире, имеет наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Является одним из элементов авиационной составляющей ядерного сдерживания России. За особую грацию получил неофициальное название «Белый лебедь».
Самолет разработан на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев») в 1981 году. Его первый полет состоялся в 1981 году. Максимальная взлётная масса 275 тонн – это примерно 5 танков Т4 «Армата». Максимальная скорость 2000 км/час. Экипаж состоит из четырех человек. Практический потолок 15 тыс. км. Ёмкость топливных баков самолета 148 тонн. Максимальная боевая нагрузка 45 тонн. До 2000 года было выпущено 35 самолётов Ту-160, включая два опытных образца.
Разработка «многорежимного стратегического межконтинентального ударного авиационного комплекса» началась в СССР в далеком 1967 году. Самолёт планировался как ответ на опытный стратегический сверхзвуковой бомбардировщик North American XB-70 Valkyrie, совершивший первый полёт в 1964 году, а после прекращения его испытаний — на программу Advanced Manned Strategic Aircraft (AMSA), в рамках которой впоследствии был создан бомбардировщик Rockwell B-1, а затем В-1В.
Работы начались в ОКБ А.Н. Туполева в начале 1970-х годов под общим руководством выдающегося советского авиаконструктора Алексея Туполева.
В июне 1974 года вышло постановление Совета Министров СССР о разработке самолёта Ту-160. Главным конструктором проекта был назначен Валентин Близнюк. Выбранная из множества вариантов компоновочная схема позволила реализовать оптимальное сочетание характеристик многорежимного стратегического самолёта в требуемом широком диапазоне скоростей полёта.
К сожалению, с развалом СССР, производство самолетов было остановлено в 1990-е годы. Возобновление производства Ту-160 стало ключевым проектом программы модернизации авиационных комплексов стратегической и дальней авиации России. В рамках проекта в 2016 году началось масштабное техническое перевооружение Казанского авиазавода, в том числе реконструкция цехов основного производства, аэродромно-испытательного комплекса и инфраструктурных объектов.
На заводе были восстановлены и усовершенствованы уникальные технологические процессы, утраченные в 90-х годах, включая технологию электронно-лучевой сварки крупногабаритных титановых деталей. Благодаря техническому перевооружению завод получит самые передовые технологии в сфере проектирования, производства и испытания современной техники. На сегодняшний день это крупнейшая модернизация авиационного производства в стране. Около 200 предприятий страны участвуют в создании новых Ту-160 сегодня.
В рамках программы воспроизводства Ту-160 в 2017 году с целью опережающего восстановления технологий агрегатной и окончательной сборки самолёта в Казани был построен новый ракетоносец. В январе 2018 года он совершил первый демонстрационный полёт.
Ту-160М получит новое пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, систему управления и радиолокационную станцию. На нем будут установлены новые двигатели НК-32 серии 02 с улучшенными характеристиками разработки ПАО «Кузнецов». Экономичные двигатели, обладающие более широкими ресурсными возможностями, позволят увеличить дальность полёта, что в совокупности с заявленной энерговооружённостью сохранит за стратегическим ракетоносцем Ту-160 лидирующие позиции среди стратегических ударных комплексов.
Модернизация позволит увеличить общую эффективность Ту-160М. В частности, новый комплекс радиоэлектронного противодействия обеспечит круговую защиту самолёта от всех типов ракет, существенно повысит эффективность подавления всех существующих сил и средств ПВО противника. Так же, Ту-160М получит возможность применения усовершенствованного комплекса авиационного вооружения.
Самолёт Ту-160 представляет собой свободнонесущий моноплан с крылом изменяемой в полёте стреловидности, четырьмя двигателями, трёхопорным шасси, цельноповоротными стабилизатором и килем. Два отсека размещения полезной нагрузки расположены друг за другом.
Особенностью самолета является интегральная схема его аэродинамической компоновки. Она дает возможность более полно использовать внутренние объемы планера при размещении грузов, топлива, оборудования, а также уменьшить количество конструктивных стыков, что обеспечивает экономию массы самолета.
Крыло Ту-160 имеет возможность изменять стреловидность от 20 до 65 градусов. Это довольно сложная конструкция, которая позволяет оптимизировать скорость и дальность полёта при существенной экономии топлива.
При проетировании Ту-160 для улучшения весовых и прочностных характеристик были применены титановые и стальные сплавы, в частности для производства сильно нагруженных узлов и отсеков. Так, например, из титановых сплавов выполнена центральная часть самолёта — балка центроплана, воспринимающая широкий спектр нагрузок, приходящих от консолей крыла, фюзеляжа, шасси, двигателей и силовых агрегатов.
В нижней части фюзеляжа установлены четыре двухконтурных турбореактивных двигателя НК-32 с форсажными камерами. Каждый из двигателей автономен по всем системам. В качестве автономного энергетического узла применяется вспомогательная силовая установка ТА-12. Своими характеристиками НК-32 позволяет Ту-160 летать в большом диапазоне высот и скоростей. Самолет оборудован приемным устройством дозаправочной системы в воздухе типа «шланг-конус».
В 1989 -1990 годах Ту-160 установили несколько мировых рекордов по скорости и высоте. В частности, полет по замкнутому маршруту протяжённостью 1000 км с полезной нагрузкой 30 тонн был выполнен со средней скоростью 1720 км/ч.
9 июня 2010 года двумя ракетоносцами Ту-160 был установлен рекорд по дальности и продолжительности полёта: 24 часа 24 минуты – почти 20 тыс. км. В самолёте для продолжительных полётов созданы все необходимые бытовые условия для экипажа.
Уникальный самолет, опередивший время на несколько десятилетий, до сих пор не использовал в полной мере заложенные в него конструктивные возможности. Лучшего самолета в сверхзвуковом классе никто еще не придумал.
Самолёт Ту-160 создан для поражения объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий независимо от метеоусловий и времени суток. Являясь частью воздушного компонента российской ядерной триады, самолет доказал свою эффективность в применении неядерного оружия в современных военных конфликтах.
Ту-160 оснащается двумя пусковыми установками барабанного типа, на которых могут быть размещены по шесть крылатых ракет воздушного базирования. Ракетно-бомбовое вооружение размещается во внутрифюзеляжных грузовых отсеках.
Первое боевое применение Ту-160 состоялось 17 ноября 2015 года. Самолеты дальней авиации ВКС России были привлечены для ударов по объектам террористов в Сирии. В тот день было проведено два вылета Ту-160 с аэродрома Энгельс, нанесён удар 16 крылатыми ракетами Х-101 по целям в провинциях Алеппо и Идлиб.
Вооружение Ту-160
Дозвуковая стратегическая крылатая ракета воздушного базирования — Х-55 (Х-555). Она может быть оснащена разными типами боевых частей: осколочно-фугасной, проникающей, кассетной с разными типами элементов. Стартовая масса 2 тонны, крейсерская скорость 800 км/час, дальность полета 2500 км.
Стратегическая крылатая ракета «воздух — поверхность» — Х-101 с использованием технологий снижения радиолокационной заметности. Ракета позволяет ракетоносцу, не входя в воздушное пространство противника, поражать объекты с точностью до нескольких метров. Может летать на предельно малых высотах – от 30 м – с огибанием ландшафта местности, что делает её незаметной для РЛС противника. Стартовая масса – 2,4 тонны, крейсерская скорость – 1000 км/час, дальность полета 5500 км.
Противокорабельная ракета — Х-15С. Ракета обладает тактической ударной аэробаллистической управляемостью. Стартовая масса – 1,2 тонны, крейсерская скорость – 2500 км/час, дальность полета 150 км.
Корректируемая авиационная бомба — КАБ-1500 — оснащена лазерной гиростабилизированной головкой самонаведения. Стартовая масса – 1,5 тонны.
25 января 2018 года Минобороны РФ и ПАО «Туполев» заключили контракт на поставку российскому военному ведомству 10 модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-160М. Сегодня в руководстве страны не исключают возможности дальнейшего увеличения объемов закупок этих самолетов.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ: