Последние восемь минут полета Гагарин боролся за свою жизнь
2 апреля 1961 года человек полетел в космос. Его звали Юрий Гагарин. Это имя облетело весь мир практически за те же считанные минуты, что Юрий Алексеевич провел в космосе.
Это был удивительный день. Незнакомые люди подходили друг к другу на улицах, делились этой новостью, обнимались, радовались. В школах отменили уроки, на предприятиях, в институтах и университетах проходили стихийные митинги. Редкий случай, когда инициативу не надо было спускать сверху, что-то организовывать, подгонять. Единение и гордость за страну, за ее достижения в науке и технике были неизмеримо искренними.
Газеты на следующий день выйдут с непривычно эмоциональными заголовками — «Ура, мы — в космосе!». Но нельзя забывать, что это не было неожиданностью. Одно то, что другим вариантом главной новости было слово «Свершилось», указывает, что полет человека в космос ждали, что всё к тому шло.
Всех радовало, что шаги эти были уверенными и быстрыми. Всего за три с половиной года до этого началась космическая эра, и тоже с нашего первого запуска — искусственного спутника Земли. Вскоре в космос полетели и первые живые существа, первые экспедиции к Луне. Словом, все ждали, когда полетит человек. Догадывались, что идет серьезное соревнование за первенство — советско-американское.
В это время Американцы уже были готовы к суборбитальным полетам, так называемым подскокам, минут на 15 в космос. Но если бы им удалось это сделать первыми, то такой важной деталью достижения, скорее всего, пренебрегли бы. Поэтому вдвойне справедливо, что первым в истории стал корабль «Восток» с майором Гагариным на борту.
Виток вокруг Земли — 108 минут полета. Сейчас это — хрестоматийные данные об истории освоения космоса. А тогда решительно все выглядело загадкой, все было неизвестностью. Сможет ли не просто организм, а человеческая психика адекватно выдержать перегрузки и пребывание в невесомости. И то, что все в этом смысле на корабле было подчинено автоматике, неудивительно. Удивительно, что Гагарин, несмотря на самые элементарные задачи, перед ним поставленные, проявил себя.
И речь не только о его ставшем нарицательным «Поехали!» Ведь почему-то мало известно, но последние 8 из 108 минут полета — это была борьба за жизнь. При сходе с орбиты в автоматическом режиме не сработала отстыковка приборного и спускаемого отсеков (этаже проблема возникнет гораздо позже на корабле Союз -5, которую мы описали в одноименной статье). Корабль стал беспорядочно вращаться. И в эти минуты Гагарин, сохраняя хладнокровие, вел записи, которые дали бы материал к расследованию и установлению причин сбоя.
Слава богу, все обошлось. Соединяющие отсеки кабели сгорели в плотных слоях атмосферы, спускаемый аппарат продолжил снижение уже в штатном режиме. С огромными перегрузками, но космонавт был к этому готов. А вот можно ли заранее подготовиться к тому, как за стеклом иллюминатора текут струйки жидкого металла? Температура за боротом достигает 5 тысяч градусов по Цельсию.
О неожиданностях, неполадках, нештатных ситуациях у нас тогда сообщать вслух было не принято. Все по плану, все как надо. Потом, постепенно, с годами будет открываться эта сторона дела, которая сама по себе только подтверждает, что героические эпитеты в отношении Гагарина и тех, кто полетел после него, отнюдь не дежурные.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ: