Почему ТУ-144 разбился на Парижском авиасалоне
3 июня 1973 года на проходившем в Ле-Бурже авиасалоне, Франция, во время демонстрационного полета упал и взорвался самолет Ту-144. В результате трагедии погибли 6 членов экипажа и 8 человек на земле.
В конце 60-х годов прошлого столетия между СССР, США и Францией обострилось соперничество в деле создания самого скоростного пассажирского самолета. Эти страны вели собственные разработки по изготовлению опытных образцов сверхзвукового пассажирского лайнера нового поколения. Его технические характеристики не были секретом: крейсерская скорость должна была достигать 2500–3000 км/ч, а дальность полета 6–8 тыс. км. Подразумевалось, что на этих лайнерах пассажиры из Европы в Америку смогут долетать за 2–3 часа.
В то время стали появляться фантастические фильмы, в которых показывались сверхскоростные суперлайнеры, которые поднимались в небо за считанные секунды и за три-четыре часа облетали весь земной шар. Страсти вокруг них подогрева и пресса. В Штатах таким самолетом готовился стать «Боинг-2707», в Англии и Франции – «Конкорд», а в СССР – «ТУ-144».
Как только опытные самолеты этого класса стали подниматься в воздух, заговорили о чрезмерных затратах на их производство, слабой жизнеспособности и отрицательном воздействии на окружающую среду. Получившиеся самолеты совершенно не оправдывали затраченных на него средств. Так в среднем, один такой лайнер мог взять на борт только 126 пассажиров и совсем немного груза. И это при размерах, почти вдвое превышавших размеры обычного самолета, длине – 65 м, размахе крыльев – почти 30 м. В ходе испытаний выяснилось, что самолет сжигал чрезмерное количество топлива и производил страшный шум. Все это сподвигло практичных американцев остановить проект, которые посчитали дальнейшие усилия по созданию «Боинга-2707» бесперспективными.
Что касалось Франции, то здесь создание «Конкорда» близилось к завершению. Причем по некоторым своим параметрам он превосходил советский «Ту-144». В частности, он быстрее набирал высоту, был более скоростным, экономичным и не таким шумным. В его отделке использовались более легкие и прочные материалы, и вообще он был комфортабельнее. Тем не менее, когда машина уже эксплуатировалась, с ней стали возникать те же проблемы, из-за которых остановили работы американцы.
Однако советских разработчиков эти проблемы не очень волновали. Они создавали самолет для своей страны и торопились обогнать своих западных конкурентов. Задание состояло в том, чтобы создать невиданный до того времени воздушный лайнер, способный без дозаправки преодолевать со сверхзвуковой скоростью расстояние от Москвы до Владивостока.
31 декабря 1968 года состоялся первый полет «Ту-144» по маршруту Москва — Алма-Ата. Он смог развить скорость, превысившую 2000 км/ч. Данный полет был признан успешным, поэтому самолет стали готовить к Парижскому авиасалону 1973 года. Как предполагалось, самая большая и мощная машина в мире должна была покорить сердца не одних только парижан. На карту было поставлено многое.
2 июня 1968 года «Ту-144» выкатился на взлетную полосу. Грохот четырех двигателей, мощный разбег – и машина в воздухе… Острый нос ее выпрямился и нацелился в небо. «Ту-144», которым управлял опытный летчик капитан Козлов, совершил свой первый демонстрационный полет над Парижем. Машина набрала необходимую высоту, и улетев за горизонт, вернулась. Полет проходил в нормальном режиме, и никаких технических неполадок отмечено не было. На следующий день должен был состояться второй демонстрационный полет. Советские летчики планировали максимально выжать из самолета все, продемонстрировав, что такое полет на форсаже.
Наступило 3 июня. На серебристую машину с красными эмблемами «СССР» и «Аэрофлот» были устремлены взгляды тысяч посетителей авиасалона. Сейчас снова в небе появится чудо техники – первый пассажирский сверхзвуковой самолет. У самолета заработали двигатели, и издавая оглушительный рев, – и машина, задрав нос, устремилась в небо. Все шло нормально. Однако, когда самолет пошел на снижение, неизвестно откуда появился французский «Мираж», который, как впоследствии выяснилось, летал выше «Ту-144» и производил съемку его полета. Казалось, столкновение неизбежно. Чтобы избежать столкновения, капитан Козлов решил поднять машину выше и потянул штурвал на себя. Однако высота уже была потеряна, создались большие перегрузки, которые самолет не выдержал. Его правое крыло треснуло и отвалилось. К тому же в кабине самолета неожиданно произошло возгорание. Уже через несколько секунд «Ту-144», превратившись в огненный шар и устремился к земле.
Его «приземление» произошло на главной улице небольшого парижского пригорода Гусенвилля. От удара о землю погибли все члены экипажа, а также восемь французов, оказавшихся поблизости. Пострадал и Гусенвилль: были разрушены некоторые его здания, загорелся один автомобиль. Когда на место аварии прибыли спасатели, то спасать было уже нечего: от «Ту-144» остались дымящиеся обломки, повсюду валялись разломанные части самолета.
Подробно описывая происшедшее, западная пресса, конечно же, называла в качестве причины катастрофы технические неполадки самого самолета и плохую подготовку летчиков. К их чести, также сообщалось, что виновен в катастрофе и французский истребитель «Мираж», который помешал посадке «Ту-144». Так и осталось загадкой, как французский истребитель появился на пути Советского самолета.
Не смотря на эту неудачу, в Советском Союзе не собирались отказываться от идеи создания сверхзвукового самолета. Было принято решение использовать «Ту-144» на внутренних рейсах. Их даже использовали для перевозки почты и небольших грузов. Производство машин продолжалось, всего было изготовлено двенадцать самолетов такого класса. Маршрут их движения был определен прежний – Москва – Алма-Ата. Начала действовать эта линия 1 ноября 1977 г. Однако вскоре, возникли проблемы не только технического отставания от общего развития авиации, но и экономического характера. «Ту-144» сжигал огромное количество топлива и создавал невероятный шум, к тому же он совершенно себя не окупал. Поэтому в августе 1984 года его полеты были официально прекращены.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ: