Почему ТУ-144 разбился на Парижском авиасалоне

Почему ТУ-144 разбился на Парижском авиасалоне

 

 

3 июня 1973 года на проходившем в Ле-Бурже авиасалоне, Франция, во время демонстрационного полета упал и взорвался самолет Ту-144. В результате трагедии погибли 6 членов экипажа и 8 человек на земле.

В конце 60-х годов прошлого столетия между СССР, США и Францией обострилось соперничество в деле создания самого скоростного пассажирского самолета. Эти страны вели собственные разработки по изготовлению опытных образцов сверхзвукового пассажирского лайнера нового поколения. Его технические характеристики не были секретом: крейсерская скорость должна была достигать 2500–3000 км/ч, а дальность полета 6–8 тыс. км. Подразумевалось, что на этих лайнерах пассажиры из Европы в Америку смогут долетать за 2–3 часа.

 

В то время стали появляться фантастические фильмы, в которых показывались сверхскоростные суперлайнеры, которые поднимались в небо за считанные секунды и за три-четыре часа облетали весь земной шар. Страсти вокруг них подогрева и пресса. В Штатах таким самолетом готовился стать «Боинг-2707», в Англии и Франции – «Конкорд», а в СССР – «ТУ-144».

 

Как только опытные самолеты этого класса стали подниматься в воздух, заговорили о чрезмерных затратах на их производство, слабой жизнеспособности и отрицательном воздействии на окружающую среду. Получившиеся самолеты совершенно не оправдывали затраченных на него средств. Так в среднем, один такой лайнер мог взять на борт только 126 пассажиров и совсем немного груза. И это при размерах, почти вдвое превышавших размеры обычного самолета, длине – 65 м, размахе крыльев – почти 30 м. В ходе испытаний выяснилось, что самолет сжигал чрезмерное количество топлива и производил страшный шум. Все это сподвигло практичных американцев остановить проект, которые посчитали дальнейшие усилия по созданию «Боинга-2707» бесперспективными.

 

КонкордЧто касалось Франции, то здесь создание «Конкорда» близилось к завершению. Причем по некоторым своим параметрам он превосходил советский «Ту-144». В частности, он быстрее набирал высоту, был более скоростным, экономичным и не таким шумным. В его отделке использовались более легкие и прочные материалы, и вообще он был комфортабельнее. Тем не менее, когда машина уже эксплуатировалась, с ней стали возникать те же проблемы, из-за которых остановили работы американцы.

Пример HTML-страницы

 

Однако советских разработчиков эти проблемы не очень волновали. Они создавали самолет для своей страны и торопились обогнать своих западных конкурентов. Задание состояло в том, чтобы создать невиданный до того времени воздушный лайнер, способный без дозаправки преодолевать со сверхзвуковой скоростью расстояние от Москвы до Владивостока.

 

31 декабря 1968 года состоялся первый полет «Ту-144» по маршруту Москва — Алма-Ата. Он смог развить скорость, превысившую 2000 км/ч. Данный полет был признан успешным, поэтому самолет стали готовить к Парижскому авиасалону 1973 года. Как предполагалось, самая большая и мощная машина в мире должна была покорить сердца не одних только парижан. На карту было поставлено многое.

 

2 июня 1968 года «Ту-144» выкатился на взлетную полосу. Грохот четырех двигателей, мощный разбег – и машина в воздухе… Острый нос ее выпрямился и нацелился в небо. «Ту-144», которым управлял опытный летчик капитан Козлов, совершил свой первый демонстрационный полет над Парижем. Машина набрала необходимую высоту, и улетев за горизонт, вернулась. Полет проходил в нормальном режиме, и никаких технических неполадок отмечено не было. На следующий день должен был состояться второй демонстрационный полет. Советские летчики планировали максимально выжать из самолета все, продемонстрировав, что такое полет на форсаже.

 

Пример HTML-страницы

Наступило 3 июня. На серебристую машину с красными эмблемами «СССР» и «Аэрофлот» были устремлены взгляды тысяч посетителей авиасалона. Сейчас снова в небе появится чудо техники – первый пассажирский сверхзвуковой самолет. У самолета заработали двигатели, и издавая оглушительный рев, – и машина, задрав нос, устремилась в небо. Все шло нормально. Однако, когда самолет пошел на снижение, неизвестно откуда появился французский «Мираж», который, как впоследствии выяснилось, летал выше «Ту-144» и производил съемку его полета. Казалось, столкновение неизбежно. Чтобы избежать столкновения, капитан Козлов решил поднять машину выше и потянул штурвал на себя. Однако высота уже была потеряна, создались большие перегрузки, которые самолет не выдержал. Его правое крыло треснуло и отвалилось. К тому же в кабине самолета неожиданно произошло возгорание. Уже через несколько секунд «Ту-144», превратившись в огненный шар и устремился к земле.

 

Его «приземление» произошло на главной улице небольшого парижского пригорода Гусенвилля. От удара о землю погибли все члены экипажа, а также восемь французов, оказавшихся поблизости. Пострадал и Гусенвилль: были разрушены некоторые его здания, загорелся один автомобиль. Когда на место аварии прибыли спасатели, то спасать было уже нечего: от «Ту-144» остались дымящиеся обломки, повсюду валялись разломанные части самолета.

 

Подробно описывая происшедшее, западная пресса, конечно же, называла в качестве причины катастрофы технические неполадки самого самолета и плохую подготовку летчиков. К их чести, также сообщалось, что виновен в катастрофе и французский истребитель «Мираж», который помешал посадке «Ту-144». Так и осталось загадкой, как французский истребитель появился на пути Советского самолета.

 

Не смотря на эту неудачу, в Советском Союзе не собирались отказываться от идеи создания сверхзвукового самолета. Было принято решение использовать «Ту-144» на внутренних рейсах. Их даже использовали для перевозки почты и небольших грузов. Производство машин продолжалось, всего было изготовлено двенадцать самолетов такого класса. Маршрут их движения был определен прежний – Москва – Алма-Ата. Начала действовать эта линия 1 ноября 1977 г. Однако вскоре, возникли проблемы не только технического отставания от общего развития авиации, но и экономического характера. «Ту-144» сжигал огромное количество топлива и создавал невероятный шум, к тому же он совершенно себя не окупал. Поэтому в августе 1984 года его полеты были официально прекращены.

 

РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

Пример HTML-страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *