Каким был Генри Форд
30 июля 1863 года родился Генри Форд, инженер-конструктор, основатель автомобильной фирмы, изобретатель принципа конвейерной сборки. Это, пожалуй, его главный вклад в развитие производства. Автомобили в начале ХХ века собирали, так сказать, в состоянии покоя. Машина стояла на месте, к ней рабочие подносили детали… В какой-то момент Форда осенило. Он вспомнил картинку, увиденную на чикагских бойнях. Там туши в процессе обработки перемещались, вися на крючьях, от мясника к мяснику. Оказалось, что от перемены мест слагаемых сумма — то бишь производительность труда и выработка конечной продукции — увеличиваются в разы.
Первый же сборочный конвейер на заводе «Хэйланд-парк», заработавший в 1913-м сократил с 12-ти до 2-х часов время сборки одной машины. Это позволило Форду, с одной стороны, увеличить зарплату своим рабочим до неслыханных в то время 5-ти долларов в час, а с другой стороны, снизить цену продаж. Так, знаменитая модель «Форд-Т»- стала первым общедоступным народным автомобилем. Пока конкуренты приходили в чувство, Форд обеспечил себе существенный отрыв. В результате он стал единственным, кто избежал слияний, поглощений и прочих прелестей монополизации рынка. А все его тогдашние конкуренты — бьюики, шевроле, кадиллаки и студебеккеры, вынуждены были объединяться, чтобы не сойти с круга. Пример личного успеха и процветания нашел отражение в рекламном слогане, похожем на поговорку: «Что хорошо для Форда — хорошо и для вас».
А вот как человек Генри Форд был, скажем так, странноватой фигурой. Вроде бы поборник народного капитализма, заботился о рабочих. Раньше, чем кто-либо, ввел охрану труда, 40-часовую рабочую неделю. При этом не признавал профсоюзы в принципе. Он стал последним в США олигархом, который смирился с их существованием, и то, после первой же крупной забастовки, устроенной профсоюзами на его предприятиях, отошел от дел, передав управление внуку. Было это 1945-м году.
По взглядам, особенно в молодые годы, Генри Форд и вовсе был антисемитом. Его нещадно критиковали президенты США, общественность. Форд вынужден был публично каяться. Однако, в 1930-е годы поддерживал активные экономические связи с нацистской Германией.
Между прочим, 30 июля 1938 года по случаю дня рождения Гитлер даже наградил Форда «Железным крестом германского орла». Форд был единственным иностранным олигархом, чье производство и активы, размещенные в Германии, не были национализированы нацистами.
Сотрудничал Форд и с Советским Союзом, особенно в годы индустриализации. Трактор «Путиловец» — это фордовский «Фордзон». Продукция довоенного Горьковского автомобильного завода — это всё по определению Форда, потому как на корню закупленный завод. То же самое обновленный московский АМО, его превращение в ЗИЛ стало возможным за счет покупки технологий и привлечения специалистов «Форд-Моторс».
В конце жизни Форд ударился в мистику. Стал приверженцем теории реинкарнации души. И всерьез считал, что он последнее воплощение солдата, погибшего в битве при Геттисберге. А под именем Генри Форд он скончался в 1947-м году, в возрасте 84-х лет.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ: