Как избирали первого «советского» Патриарха
5 декабря или 22 ноября 1917 года по старому стилю — москвичи обсуждали состоявшуюся накануне церемонию интронизации патриарха Тихона, избранного предстоятелем русской православной церкви на Поместном соборе, проходившем в те дни в первопрестольной. Церемония состоялась в кремлевском Успенском соборе, в праздник Введения.
Всероссийский Поместный собор открылся еще в августе 17-го года — впервые за 200 с лишним лет. Он проходил в сложной общественно-политической атмосфере, в обстановке кризиса сложившихся общественных институтов и церкви, в частности. Воинствующий атеизм, богоборческие идеи — в этой ситуации истинно верующие чувствовали необходимость сохранения канонических устоев и вместе с тем — поиска своего (независимого) места церкви в обществе.
Поначалу вопрос о восстановлении института патриаршества даже не стоял в повестке дня, но в процессе дискуссии обнаружилась общая потребность в высшем церковном управлении, отделенном от государства. В самом деле, продолжала существовать практика, введенная еще при Петре I, согласно которой церковные институты напрямую подчинялись государственным учреждениям. Таким был Святейший синод — своего рода министерство по делам религии.
Выборы патриарха было проведено в 2 этапа. На первом в ходе тайного голосования были определены 3 самые предпочтительные кандидатуры. Это были (по мере убывания поданных за них голосов): архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон.
На втором этапе воспользовались жребием. Эта процедура проходила 5 ноября по старому стилю, в дни ожесточенных боев в Москве. Проходила она в храме Христа Спасителя, куда из поврежденного в результате артобстрела Успенского собора Кремля была перенесена икона Владимирской Божией матери.
Старец Зосимовой пустыни Алексей Соловьев вынул из чаши бумажку, на которой значилось: митрополит Тихон. В тот же день иерархи русской православной церкви собрались в Троицком подворье на Самотёке, где к нареченному патриарху обратился архиепископ Антоний (Храповицкий) — тот самый, за кого в первом туре голосования было подано больше всего голосов: «Сие избрание нужно назвать по преимуществу делом божественного промысла, по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности и вашими товарищами по Духовной академии. Они прозвали Вас патриархом, когда вы были еще мирянином и не могли помышлять о действительном осуществлении такого наименования».
Избранием патриарха работа Поместного собора не завершилась. Предстояло решить еще много вопросов, в том числе и организационных. Вторая сессия откроется в начале февраля 1918 года, но это будет уже сложное время. Поток сообщений о расправах над представителями духовенства, в частности, убийство митрополита Киевского Владимира, приведет к тому, что патриарх Тихон вынужден будет тайно назначить местоблюстителей патриаршего престола на случай собственной гибели, возвысить свой голос против гонений на церковь и прихожан.
Интересно, что эти решения были направлены на повышение активности мирян в решении церковных вопросов. Однако в сентябре 1918 года под давлением Советской власти Поместный собор русской православной церкви вынужден будет прекратить свою работу, продолжавшуюся к тому времени уже более года.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ: