Изготовление опалубки

Изготовление опалубки

 

Транспортировка элементов опалубкиДля того чтобы устройство опалубки было экономичным, оно должно быть тща­тельно продумано. Необходимо следить за тем, чтобы как можно большее ко­личество частей и деталей опалубки было бы сборным. Дополнительно следует учитывать удобство распалубки, возможность ее многократного применения и складирования, а также транспортные габариты часто очень больших элемен­тов опалубки (рис. «Транспортировка элементов опалубки»).

 

 

 

 

 

Установка опалубки

 

Установка опалубки для частей зданий начинается с определения точек створа будущего конструктив­ного элемента и точек, определяющих его высоту. В случае расположения частей зданий в подвальном или на первом этажах эти точки можно определять с помощью шнуровой оснастки. На верхних этажах их положение определяют с помощью измерений с существующих уже конструкций. По этим точкам можно, например, определять положение стен и колонн и маркировать его с помощью рисок на кон­струкции перекрытия. Эти риски устанавливают на­ружную грань конструкции или, соответственно, переднюю грань опалубки. Опалубка изготавлива­ется на месте либо из отдельных элементов, либо из заранее изготовленных крупных частей опалубки (рис. «Сборка элементов опалубки»).

Сборка элементов опалубкиОдежда опалубки должна быть такой плотной, чтобы тонкие бетонные частицы при укладке и уп­лотнении бетона не могли вытекать из ее щелей. Если к бетонным поверхностям предъявляются требования по внешнему виду (лицевой бетон), то это необходимо учитывать уже при проектирова­нии и установке опалубки, например, при устрой­стве анкеровки. Кроме того, одежда опалубки дол­жна быть точной по размерам и устойчивой по форме. Ей необходимо придать такую жесткость, чтобы она не могла деформироваться при заполне­нии ее бетоном и ее уплотнении. В рамной опалуб­ке это производится с помощью различных напря­гающих устройств, например, с помощью быстро­действующих натяжных устройств или с помощью универсальных натяжных устройств (см. рис. «Сборка элементов опалубки»).

Правильное положение по высоте опалубки для балок, перемычек и пере­крытий достигается поворотом вверх струбцины в металлических стойках. Опа­лубка для стен и колонн должна устанавливаться строго вертикально, под пря­мым углом к перекрытию. Это достигается с помощью соответствующих эле­ментов жесткости из наклонных стоек опалубки или подпорных козел.

Пример HTML-страницы

Для обеспечения устойчивости опалубки необходимо при лежащей опалуб­ке, например, для перекрытий, обеспечить ее жесткость, а при стоящей опалубке, например, для стен или стоек, ее необходимо раскрепить растяжками. Для такого раскрепления имеются различные возможности.

 

Раскрепление опалубки

 

Детали опалубочных анкеровБоковые части опалубки вследствие сильного давления свежего бетона должны быть так раскреплены, чтобы они оставались в пре­дусмотренном для них (проектном) положении. При укладке бетона кроме давления на опалубку действуют и другие силы, например, при резком из­менении скорости подачи бетона и при уплотнении вибраторами. При небольших высотах опалубки, например, для фундаментов, балок и перемычек, эти силы могут восприниматься навесными дощатыми планками, настилом поверх короба опалуб­ки, опалубочными струбцинами и распорками (рис. «Раскрепление»).

При больших высотах опалубки, например, для стен, необходимы раскрепления растяжками. Рас­тяжки работают на растяжение и поэтому делают­ся из стали. Количество растяжек и расстояние меж­ду ними зависит от давления бетона и конструкции опалубки. Растяжки следует устанавливать по мень­шей мере вверху и внизу опалубки. Растяжки кре­пятся к опалубке опалубочных анкеров. Опалубоч­ный анкер состоит из анкерного стержня, анкерно­го запорного устройства и фиксатора расстояния (дистанционной трубы) (рис. «Детали опалубочных анкеров»).

Анкерные стержни должны восприни­мать усилия давления бетона на опалубку. В сис­темной опалубке применяются стержни, имею­щие грубую прокатную резьбу с закругленными гранями. Анкерные стержни поставляются сорти­рованными по длине. В зависимости от диаметра они могут воспринимать растягивающие усилия до 250 кН и после снятия опалубки могут снова применяться. Равноценные гладкие или профилированные стержни также могут применяться в качестве анкеров.

Анкерные запорные устройства служат для передачи усилий на раму опалубки или на ригели опалубки. Они удерживаются в своем положении с помощью гаек. Перед свинчиванием на анкерные стержни надеваются дистан­ционные трубы с коническими наконечниками. Они предотвращают сжимание опалубки при свинчивании.

Возможности анкеровки опалубкиФиксаторы расстояния — это стержни, работающие на сжатие, ко­торые противодействуют растягивающим усилиям, возникающим в анкерных стержнях. Они имеют задачу держать на нужном расстоянии элементы опалуб­ки. Фиксаторы расстояния состоят в большинстве случаев из пластмассы или из волокнистого цемента и часто выполняются в виде трубчатых кожухов для ан­керных стержней. Площадь их поперечного сечения должна составлять не ме­нее 5 см2, чтобы они могли передать давление на «одежду» опалубки. Если пло­щадь сечения для передачи давления недостаточна, то на стержни могут наде­ваться конические концевые элементы (конусы) из пластмассы с увеличенной площадью сечения. Фиксаторы расстояния не должны выгибаться. Поэтому их сечение должно быть круглым, шестиугольным или звездчатой формы.

Пример HTML-страницы

Вместо дистанционных труб могут также применяться конусы из бетона в сочетании с анкерными стержнями из двух частей. Конусы имеют внутреннюю резь­бу, в которую вкручиваются анкерные стержни. Своим большим диаметром кону­сы лежат на «одежде» опалубки. Средняя часть анкера после распалубки остается в бетоне, тогда как конусы и концевые части стержней вывинчиваются. Остающие­ся конические отверстия заделываются раствором или закрываются заглушками.

В водонепроницаемом бетоне на остающийся в бетоне средний стержень накладывается пластин­ка из волокнистого цемента или рифленая пласт­массовая трубка. Тогда эта деталь служит в качестве водоотбойного элемента (рис. «Возможности анкеровки опалубки»).

 

Опалубка в местах выемок

 

Выемки — это отверстия, вырезы и ниши в строи­тельных конструкциях. Выемки в стенах, перекры­тиях и фундаментах служат в большинстве случаев для проведения трубопроводов инженерного обо­рудования зданий, газа, воды, электричества, ото­пления и канализации. Большие выемки в стенах предназначаются для дверей и окон (рис. «Выемки для дверей и окон»). В опалубках для выемок «одежда» опалубки нахо­дится снаружи, а элементы жесткости — внутри. Рис. При строительстве из бетона приходится устраивать отверстия разного размера.

Выемки для дверей и оконОдежда опалубки отверстий составляется из от­дельных элементов опалубки. Опалубка для вые­мок должна плотно прилегать к опалубке основной конструкции и может раскрепляться планками из досок, окантованными брусками и клиньями или переставными стальными рамами. С помощью ус­тановки диагональных раскосов можно обеспечи­вать форму и неизменяемость размеров отверстий и выемок. При устройстве выемок следует предус­матривать простое удаление опалубки из готовой конструкции.

Опалубка для проемов в стенах по ширине дол­жна соответствовать толщине стены. Она закреп­ляется на одной стороне опалубки стены. После установки арматуры может быть установлена и другая сторона стеновой опалубки. В опалубках для широких выемок необходимо устраивать про­емы, позволяющие производить уплотнение бето­на глубинными вибраторами под опалубкой и уда­лять оттуда воздух. Часто вместо опалубки для проемов в опалуб­ку стен вставляют готовые строительные элемен­ты, например, оконные коробки для окон в подва­лах. Таким образом можно сократить затраты на изготовление и удаление опалубки. Проемы затем снова плотно закрываются. В области грунтовых вод стенки отверстий выполняются коническими, так, чтобы большая сторона находилась со сторо­ны воды. Опалубка для выемок в перекрытиях соответ­ствует по изготовлению опалубке в стенах. Для того чтобы при выемке опалубки не повредить плиту пе­рекрытия, необходимо, чтобы ширина опалубки соответствовала толщине перекрытия. Если выем­ка видна на поверхности бетона, то рекомендуется на лицевой стороне вокруг скоса установить разре­занные по размерам проема треугольные бруски для обеспечения скосов под 45° в бетонном элементе.

Выемки, например, для трубопроводов, после их установки снова заделываются. При этом надо учи­тывать мероприятия по шумозащите. Вместо опа­лубки из древесины могут применяться вытесняющие элементы из вспененного синтетического материала, картона или металла (рис. «Вытесняющие элементы»). Вытесняющие эле­менты должны закрепляться от сдвига или всплытия. Для этого их необходимо закрепить на одежде опалубки или на арматуре.

 

Пример HTML-страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *