Как Петр I повышал образованность Россиян
27 апреля 1701 года в России открылась «Школа математических и навигацких наук» — первое учебное заведение. Школа размещалась в Москве, в знаменитой Сухаревой башне. Школа математических и навигацких наук упоминается в нашей истории как яркое свидетельство петровских преобразований в образовании населения.
К сожалению, кроме математической школы, где училось 500 человек, Петр I в начале своих «славных дел» основал еще только одну школу — полковую, при бомбардирской роте Преображенского полка. В ней единовременно обучались всего 48 кадетов. Не секрет, что оба эти учебные заведения готовили специалистов для военных целей, хотя преподавали им, в основном, гражданские дисциплины — чтение, письмо, счет, астрономию, черчение и геодезию.
Только через 15 лет в России, в каждой губернии, стали появляться так называемые цифирные школы. Это были аналоги современной начальной школы. К слову сказать, учителями в эти цифирные школы отправляли выпускников Сухаревки.
Учитывая тот факт, что сам Петр тянулся к наукам, возникает вопрос: почему при Петре I, в России, не было открыто ни одного учебного заведения? Неужели приверженец западноевропейской культуры на самом деле боялся плодов просвещения? Ведь как мы знаем из истории, лицеи и университеты были рассадники свободомыслия и вольнодумства. Для справки, первое высшее учебное заведение, Московский университет, было открыто в царствование Елизаветы Петровны только спустя полвека.
Конечно же нет. Иначе Петр I не стал бы отправлять дворянских детей на учебу за границу, причем в достаточно большом количестве. Ответ оказался очень простым. Просто здание российского просвещения Петр I начал строить не с крыши, а, как и полагается, с фундамента, то есть с основы.
Чтобы был понятен уровень преподавания в Петровских школах, могу сказать, что помимо российских преподавателей в них преподавали и иностранцы, например, шотландский профессор Генри Фарварсон, выпускники лондонской королевской академии Гвин и Грейс, а также светило русской математической школы Леонтий Магницкий. Согласитесь, это были кадры академического масштаба.
Поэтому можно сделать вывод, что ученики первой школы получали образование самого высокого качества. А как оно называлась: «начальное», «среднее» или «высшее» — эти градации Петра совсем не интересовали. Для него было главным, что выпускник школы должен быть грамотным специалистом, который и в армии, и на флоте, и в провинциальной деревенской школе окажется на своем месте.
В следующей статье я расскажу о том, был ли Сталин победителем в войне.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ: